У истоков Белгородского музея

Среди выпускников Белгородского учительского института конца девятнадцатого века выделяется личность Павла Ивановича Барышникова. Это был незаурядный человек, подвижник, реализовавший в Белгороде свою мечту об открытии в нашем городе краеведческого музея.

Его судьба полна взлётов и падений, признания и драматизма. В тридцатом году прошлого века над ним устраивают судебный процесс, обвиняя в сотрудничестве с «контрреволюционными правительствами» и приговаривают к пятилетней ссылке в Вологду. До сих пор неизвестны ни дата его смерти, ни место его последнего приюта. Не сохранилось и его фотографий. Однако о жизни и деятельности Павла Ивановича известно многое, благодаря изысканиям белгородского историка, публициста А.Н. Крупенкова и белгородского журналиста Константина Битюгина. Первым о талантливом педагоге, литераторе, публицисте рассказал в своей книге «Белгородские силуэты», вышедшей в 1993 году, Александр Николаевич Крупенков. Продолжил эту тему в сборнике «О прошлом память возвращая» Константин Битюгин, подробно рассказав белгородцам обо всех перипетиях судьбы П.И. Барышникова.

Родился Павел в 1863 году в селе Урей Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Мордовия). Отец его был недавно освобождённым крепостным, мать – прачкой. Время благоприятствовало желанию любознательного мальчишки учиться наукам. Он окончил сельскую школу, потом Краснослободское уездное училище, а в 1879 году шестнадцатилетний юноша, «собрав денег», приехал в Белгород и поступил в Белгородский учительский институт. Директором института в то время был выпускник Императорского Казанского университета Д.Н. Ларионов, работало в нём восемь преподавателей, но все они имели высшее образование и обладали высокой педагогической квалификацией. Обучение в те годы было 3-х годичным (трехклассным), общим для всех воспитанников, поскольку специальных факультетов в институте не было. Учился Павел на земскую стипендию.

Окончив институт, дипломированный специалист уезжает преподавать в город Чембар Пензенской губернии. «И пошли долгие годы его учительского труда – в городах и весях. Обучая других, Павел Иванович продолжал учиться сам: в 1886 году он оканчивает Казанский университет», – пишет Константин Битюгин.

В 80-е и 90-е годы П.И. Барышников ведёт активную научно-педагогическую деятельность. Об этом периоде жизни П.И. Барышникова подробно рассказал историк, краевед А.Н. Крупенков. Павел Иванович пишет и выпускает в московском издательстве Тихомирова учебники, хрестоматии, пособия, публикуется в журналах. Эту, «литературную», работу он считал главной в своей жизни, ею особенно гордился: «Многие… встречая меня в Харькове, Воронеже, Москве, с дружеской улыбкой жмут мне руку и шутливо говорят: «Я Ваш ученик – в школе учился по Вашим учебникам». Некоторые его учебные пособия и хрестоматии выдержали более десятка изданий на протяжении двадцати с лишним лет. В 1890 году Барышникова как опытного педагога назначают инспектором народных училищ. Однако из-за постоянных конфликтов с местным дворянством он вынужден переезжать из губернии в губернию – нигде придирчивого инспектора больше двух лет выдержать не могли.

Революция 1905 года застала Барышникова в Харьковской губернии. Он принял участие в деятельности «Пашутинского кружка» учителей и был в числе педагогов, открывших в Изюмском уезде подпольную типографию для печатания революционных прокламаций. За это Павел Иванович попадает под суд. Его оправдывают, но отправляют в отставку «за неблагонадежность».

В 1907 году судьба вновь и теперь уже надолго связывает Павла Ивановича с Белгородом. Он сразу включается в общественную жизнь и становится известной личностью в городе. Его знали как «неуживчивого и вредного» для властей человека, постоянно критиковавшего городское руководство за нерасторопность в решении городских проблем. Благодаря этой черте белгородцы избрали Барышникова гласным в городскую Думу, где он представлял партию октябристов и состоял членом строительной комиссии.

В июне 1915 года в Белгороде появилась новая газета «Белгородские силуэты», в которой бичевались виновники беспорядков в городе. Её издателем и автором большинства очерков был Павел Иванович Барышников. Газета сразу обрела популярность, а Павел Иванович – завистников и недругов. В газете публиковали «материалы из общественных нравов Белгорода и соседних городов и уездов, бытовые картины провинциальной жизни». Бюрократизм, взяточничество, пьянство – эти и многие другие пороки обличались на страницах «Белгородских силуэтов», которые стоили 5 копеек и моментально раскупались местными жителями. В начале 1917 года против П.И. Барышникова возбуждают судебное расследование – об оскорблении в печати Курского губернатора Муралова. Однако привлечь к суду скандального журналиста помешала Февральская революция.

В 1919 году Павел Иванович вновь уезжает из Белгорода, чтобы через несколько лет вернуться и воссоздать музей в нашем городе. Мысли о создании музея настолько овладели им, что он поступил в Москве на музейные курсы, проходил практику в лучших столичных музеях: Историческом, Румянцевском, Политехническом. После окончания курсов он заведовал музеем в Пензе, работал в музеях краеведения в Пятигорске и Мариуполе. А в 1924 году вернулся в Белгород с целью возродить здесь музей города и уезда. Найдя поддержку в Курске, получил назначение на должность заведующего музеем в Белгороде и энергично принялся за работу. В губернском Курске высоко ценили Павла Ивановича как специалиста. Не раз защищали от бесконечных жалоб белгородских чиновников, которым музей оказался не нужен. П.И. Барышников теперь борется с «советскими чинушами». Через год после доноса Павла Ивановича снимают с директорства. А в ноябре 1926 года арестовывают. Почти год длится политическое дело, и в сентябре 1927 года на выездной сессии Курского губсуда его признают виновным по печально знаменитой статье – «контрреволюционная агитация». П.И. Барышников обжалует приговор и добивается оправдания Верховным судом. В марте он по приглашению редактора «Белгородской правды» начинает сотрудничать с газетой, под рубрикой «Из зала суда» в каждом номере появляются коротенькие заметки. Однако спустя два месяца в редакцию приходит донос на Павла Николаевича и редакция отказывается от сотрудничества с контрреволюционером. А 1 июля П.Н. Барышникова вновь арестовывают, обвиняя в сотрудничестве с «контрреволюционными правительствами» и приговаривают к пятилетней высылке в Вологду. Как пишет Константин Битюгин, «финал земной судьбы Барышникова до сих пор остаётся нам неизвестным».

25 июня 1999 г. Президиум Белгородского областного суда реабилитировал П.И. Барышникова – за отсутствием доказательств его вины.

 Подготовлено по материалам Александра Крупенкова и Константина Битюгина

18.09.2015


<< Назад к списку  | Просмотров: 1978

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.